В книге Ирины Ухановой «Резьба по кости в России XVIII-XIX веков» рассказывается о творчестве холмогорских, якутских, нижегородских и петербургских резчиков, о художественно-технологических приемах резьбы по кости. Воспроизведены наиболее интересные образцы изделий: от гребней и ларцов до икон и царского трона Ивана III. В книге дается «стилистическая характеристика произведений» в сочетании с историческими сведениями о них, что позволяет нам проследить общую динамику эволюции косторезного искусства России, которое менялось на протяжении веков и продолжает свое развитие в наши дни.
Художественная резьба по кости — это не просто умение обрабатывать ценный материал — моржовую или мамонтовую кость. Художественная резьба — это искусство: «волшебство» мастера-костореза, превращающего объемный кусок материала в законченное произведение, «где каждая линия, каждый штрих точно положены на свое место, где общее нераздельно дополняется частностями, одно неотделимо от другого».
Резьба по кости представляет собой уникальную форму искусства, которая требует от художника глубокого понимания законов пластического мастерства. При создании изделия мастер тщательно рассчитывает объем каждой детали, учитывая ее роль в изделии. Это внимание к объему дополняется выразительной обработкой поверхности, выполненной в виде графического рисунка или объемного рельефа. Техники, такие как гравировка, подкраска и различные виды резьбы — гладкая, рельефная, сквозная — играют важную роль в создании целостного визуального образа изделия.
В результате объединения этих элементов и рождается уникальное произведение искусства, которое сочетает в себе мастерство исполнения, функциональность и эстетическую привлекательность. Именно благодаря этому резьба по кости продолжает оставаться одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства.
И.Н. Уханова. Резьба по кости в России XVIII-XIX веков. — Л: Художник РСФСР, 1981 — 240 с., ил.